Педагогам на заметку

 Способы преодоления профессионального стресса

1.     В стрессовых  ситуациях эмоции выходят на первый план, а способность  рационально мыслить  уменьшается. Один из эффективных элементов управления стрессом – дать мозгу выполнить  какую-нибудь конкретную мыслительную задачу.  Например, вспомнить двадцать слов на английском языке, пять имен женщин на букву «А»,  посчитать, сколько человек в комнате одеты в брюки, сколько лампочек горит на потолке или другие подобные вещи, главное, занять мозг четко поставленной задачей, с которой можно справиться, но она требует определенных  мыслительных  усилий.

2. Старайтесь быть «позитивны»: Дайте себе установку: «как хорошо я могу справляться», и не думайте как всё ужасно и что всё будет плохо. Хорошо работает формула «Дело сложное, но я постараюсь,  и все получится хорошо».

3. Используйте навыки аутотренинга: можно просто посидеть в расслабленном состоянии и послушать приятную музыку. Учитесь расслабляться. В напряженных ситуациях можно просто многократно повторять формулу «Я спокоен, собран, готов к действию».

4. Увеличите «обратную связь» с телом и пытайтесь саморегулировать стресс. Можно спросить себя «Где у меня в теле находится стресс?». Определив это место, надо расслабить это место (выполняя комплекс упражнений именно для этой части тела). Разминка поможет снять телесные зажимы.

5. Вспомните, какие эмоции вы знаете. Умение распознавать свои истинные мысли и чувства помогает их контролировать.

6. Учитесь ставить реальные цели.

7. Попробуйте «использовать» стресс: если вы не можете бороться с тем, что вас беспокоит, то просто используйте стресс в творческом процессе.

8. Физическая нагрузка поможет вам бороться со стрессом: бег, теннис, садоводство - лучшие лекарства против стресса.

9. Всегда хорошо высыпайтесь. Недостаток хорошего здорового сна может привести к стрессу.

10. Сделайте что-то для других: переведите свои мысли на проблемы других - почувствуйте себя нужным кому-то ещё.

11. Расслабьтесь, сделайте перерыв: Переключитесь на что-нибудь другое, не вызывающее у вас стрессовой реакции.

12. Нарисуйте свои эмоции: когда мы видим свои чувства – мы можем ими управлять. Кроме того, с рисунком можно работать, дорисовываю или, изменяя картинку на более позитивную.

13. Следите за питанием: бананы, брокколи, гречка, рыба, изюм, финики – природные антидепрессанты, включайте их в рацион в напряженных ситуациях.

14. Постарайтесь выговориться.  Лучше всего – со специалистом или одним самым близким человеком. Еще лучше действует, когда мы рассказываем о своей проблеме мягкой игрушке или пишем письмо самому себе.

15.  Примите душ или ванну.  Вода помогает снять напряжение и актуализирует состояние гармонии.

16. Больше гуляйте на свежем воздухе, в красивой части города. Посетите музеи или выставки – восприятие прекрасного помогает восстановить хорошее настроение.

 

БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ

I. Способы, связанные с управлением дыханием

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способ 1

Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

На счет 1–2–3–4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);

на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;

затем плавный выдох на счет 1–2–3–4–5–6;

 снова задержка перед следующим вдохом на счет 1–2–3–4.

Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Способ 2

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способ 3

Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох:

глубоко выдохните;

задержите дыхание так долго, как сможете;

сделайте несколько глубоких вдохов;

снова задержите дыхание.

Свой способ.

II. Способы,связанные с управлением тонусом мышц, 
движением

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

Способ 4

Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

Сядьте удобно, если есть возможность — закройте глаза;

дышите глубоко и медленно;

пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);

постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;

прочувствуйте это напряжение;

резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;

сделайте так несколько раз.

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.

Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).

Способ 5

В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:

1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;

2) каждое упражнение состоит из трех фаз: «напрячь—прочувствовать—расслабить»;

3) напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.

Можно работать со следующими группами мышц:

лица (лоб, веки, губы, зубы);

затылка, плеч;

грудной клетки;

бедер и живота;

кистей рук;

нижней части ног.

Примечание. Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц.

Способ 6

Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмичных движений:

движения большими пальцами рук в «полузамке»;

перебирание бусинок на ваших бусах;

перебирание четок;

пройдите по кабинету (коридору) несколько раз, делая на два шага вдох, а на пять шагов выдох.

Свой способ.

III. Способы,связанные с воздействием слова

Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.

Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

 

 

Способ 7. Самоприказы

Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.

«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами.

Сформулируйте самоприказ.

Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.

Способ 8. Самопрограммирование

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичных обстоятельствах. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

— Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.

— Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:

«Именно сегодня у меня все получится»;

«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;

«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;

«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

Мысленно повторите его несколько раз.

Способ 9. Самоодобрение (самопоощрение)

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок — это одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самому.

— В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:

«Молодец! Умница! «Здорово получилось!»

— Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

Свой способ.

IV.Способы,связанные с использованием образов

Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.

 

Способ 10

Чтобы использовать образы для саморегуляции:

— Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации.

— Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:

1) зрительные образы события (что вы видите — облака, цветы, лес);

2) слуховые образы (какие звуки вы слышите — пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);

3) ощущения в теле (что вы чувствуете — тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

— При ощущении напряженности, усталости:

1) сядьте удобно, по возможности закрыв глаза;

2) дышите медленно и глубоко;

3) вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;

4) проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;

5) побудьте внутри этой ситуации несколько минут;

6) откройте глаза и вернитесь к работе.

Свой способ.

КОНКРЕТНЫЕ ПРИЕМЫ САМОПОДДЕРЖКИ

1. Прием «Вечерний пересмотр событий» (для тех, кто работает с людьми, самый губительный принцип — «Я подумаю об этом завтра»).

2. Визуализация: мысленное представление, проигрывание, видение себя в ситуации, которая еще не произошла, — это прием, помогающий строить реальность. Человек воображает себя делающим (или имеющим) то, к чему он стремится, и — получает желаемое. (10 минут перед отходом ко сну и 10 минут утром. Всего 20 минут!)

Этапы визуализации:

• решите, чего вы хотите добиться: буквально, четко, зримо, в цветах и красках (мысленно создайте точные картины и сцены того, чего вы хотите добиться);

• расслабьтесь;

• в течение 5–10 минут мысленно представляйте желаемую реальность, как будто создавая видеофильм успешных действий.

Важно помнить: при визуализации нужна систематичность. Здесь главное — практика. Не надо ждать быстрых результатов. Недостаточно представить себе что-нибудь один или два раза. Результат появится, если образ отпечатывается в сознании вновь и вновь на протяжении недель и даже месяцев. Так что продолжайте упражняться в визуализации, пока ваша цель не осуществится. Не пытайтесь оценить результаты после одной-двух попыток визуализации.

Если возникнут сомнения, — избегайте бороться с ними. То, против чего борешься, только сильнее укрепляется. Надо просто проигнорировать свои сомнения. Отрезать их и отбросить!

И еще несколько техник самопомощи, которые могут помочь в профилактике выгорания

Техника 1. «Отрезать, отбросить»

Она пригодна для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет...», «все это без толку» и пр.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, — немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий» жест левой рукой и зрительно представив, как вы отрезаете и отбрасываете эту мысль.

После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места.

Техника 2. «Лейбл, или Ярлык»

Если в голову пришла негативная мысль, надо мысленно отстраниться от нее и наблюдать за ней со стороны, но не позволять этой мысли завладеть собой. Некоторые считают, что действие этой техники усиливается, когда вы представите, что не просто «вытащили» негативную мысль вовне, но произвели в воображении некоторые действия над ней. К примеру, представили, как будто брызнули на нее краской из баллончика, пометили ее (ядовито-зеленая, канареечно-желтая...) и уже теперь наблюдаете со стороны.

Негативные мысли имеют силу только над вами и только в том случае, если вы реагируете на них страхом, тревогой. Они получают эту силу от вас. Как только вы перестаете на них реагировать, они теряют власть. Скажите: «Это всего лишь негативная мысль!»

По данным специалистов (Д. Кехо и др.) эта техника помогает на 75% (а это вовсе не мало!).

Техника 3. Преувеличение

Как только обнаружится негативная мысль, преувеличьте ее до абсурда, сделайте ее смешной.

Техника 4. «Признание своих достоинств»

Помогает при излишней самокритичности. Одно из противоядий — осознать, что вы, так же как и другие люди, не можете и не должны быть совершенством. Но вы достаточно хороши для того, чтобы жить, радоваться и, конечно, быть успешным.

А теперь — самоподдерживающий прием. Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом неплохо, если вы улыбнетесь себе!

 

 

 

 

 

 

 

 

Синдром профессионального выгорания, сохранение и укрепление психологического здоровья педагогических работников

 

«Сгорел на работе» — до недавнего времени эти слова воспринимались как яркая метафора. Множество исследований, проведенных за последние десятилетия, доказали реальность существования этого явления. В литературе оно получило название синдрома эмоционального выгорания. Синдром «эмоционального выгорания» как следствие рабочих стрессов уже более 30 лет привлекает интерес исследователей. Его рассматривают как специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми - врачей, педагогов, психологов, воспитателей, работников торговли и т.д.

Термин «эмоциональное выгорание» был введен американским психиатром Дж. Фрейденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоро­вых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере. Выгорание возникает как следствие профессиональных стрессов, когда адаптационные возможности (ресурсы) человека по преодолению стрессовой ситуации превыше­ны. По мере того, как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, ухудшается его здоровье.

Этот синдром включает в себя три основные составляющее:

- эмоциональная истощенность;

- деперсонализация

- редукция профессиональных достижений

Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоцио­нального перенапряжения и в чувстве опустошенности, усталости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Происходит поте­ря интереса к работе, человек чувствует, что уже не может отда­ваться работе с таким же воодушевлением, как раньше, он как бы израсходовал свою психическую энергию без остатка.

Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, с которыми работает спе­циалист, циничного отношения к труду и объектам своего труда. В частности, это проявляется в бесчувственном, негуманном от­ношении к детям, сотрудникам. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными. Возникающие негативные уста­новки могут иметь поначалу скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем про­рывается наружу и приводит к конфликтам.

Редукция профессиональных достижений — это возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Проявляется это в негативном вос­приятии себя как профессионала, недовольстве собой, негативном отношении к себе как к личности и, главное, формальном выполне­нии профессиональных обязанностей.

Симптомы, стадии, факторы «синдрома эмоционального выгорания»:

1. Изменения в поведении (поведенческие симптомы) — специалист часто смотрит на часы, появляется нежелание ходить на работу, часто опаздывает; утрачивает творческие подходы к решению проблем, работает дольше, а достижений становится все меньше, уединяется и избегает коллег, увеличивает употребление меняющих настроение психоактивных веществ (кофе, курение), утрачивает способность удовлетворять свои потребности в развлечениях, подвержен несчастным случаям.

2. Изменения в чувствах (аффективные симптомы) — плохое настроение, утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения, отстраненность («уход в себя»), вспышки немотивированного гнева, повышенная раздражительность, проявляемая на работе и дома.

3. Изменения в мышлении (когнитивные симптомы) — упорные мысли о том, чтобы оставить работу; неспособность концентрировать внимание, ригидность мышления; усиление по­дозрительности и недоверчивости; неуверенность в процессе вы­полнения работы, сомнения в правильности принятия решений,восприятие выполняемых обязанностей как трудных и сложных,безразличие к результатам и даже к успеху.

4. Изменения в здоровье (физические симптомы) — на­рушенный сон; частые, длительно текущие незначительные недуги, головные боли, повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; усталость и истощение на протяжении целого дня.

«Эмоциональное выгорание» — динамический процесс, возникающий поэтапно, в соответствии с механизмом развития стресса (В. В. Бойко).

Выделяют три стадии (фазы) развития выгорания:

нервное (тревожное) напряжение (легкая форма), которое создают: напряженная психоэмоциональная атмосфера, повышенная ответственность, трудность контингента;

резистенция, т. е. сопротивление (затяжная форма) -  человек пытается более или менее успешно оградить себя от непри­ятных впечатлений;

истощение (хроническая форма) — истощение психиче­ских ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Почему "выгорают" педагогические работники?

Традиционно факторы, способствующие развитию синдрома «эмоционального выгорания», группируются в две группы: особенности профессиональной деятельности или внешние индивидуальные (личностные) характеристики самих педагогов или внутренние.

К внешним факторам относятся:

напряженная психоэмоциональная деятельность, связанная с интенсивным общением. Педагогу, работающему с деть­ми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: внимательно воспринимать, сопереживать, быстро при­нимать решения;

дестабилизирующая организация деятельности: нечеткая орга­низация и планирование труда, плохо структурированная и расплыв­чатая информация, наличие шума, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность;

повышенная ответственность за исполняемые функции: представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается педа­гогов, воспитателей и т. д. Содержание их деятель­ности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии ребенка. На всех, кто работает с детьми и честно отно­сится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за их благополучие. Плата за это — нервное пере­напряжение.

неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, определяющаяся конфликтностью в системе «руководитель — подчиненный», «коллега — коллега», «воспитатель-родитель». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать свои эмоции, а других — искать способы экономии эмоциональных ресурсов. Рано или поздно человек будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: дер­жаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы;

 К внутренним факторам, обусловливающим «эмо­циональное выгорание» относят следующие:

склонность к эмоциональной ригидности: эмоциональное выго­рание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными про­цессами;

интенсивное восприятие и переживание обстоятельств про­фессиональной деятельности: возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль, когда по молодости, неопытности, специалист, работающий с людьми, вос­принимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждая сложная ситуация профессиональной деятельности остав­ляет глубокий след в душе, мучительные раздумья и бессонницу. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание — это безграмотное со­чувствие, полное растворение в другом. Эмоциональные ресурсы истощаются и возникает необходимость беречь их, прибегая к ме­ханизмам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию;

слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональ­ной деятельности. Профессионал в сфере общения не считает необ­ходимым или не заинтересован проявлять соучастие и сопережи­вание в работе с детьми. Это стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы — безразличие, равнодушие, душевную черствость.

Определить степень выраженности «синдрома эмоционального выгорания» можно при помощи следующих методик:

опросник «эмоционального выгорания личности педагога» В.В. Бойко

тест для определения степени выраженности синдрома «выгорания»

Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой.

опросник изучения психического выгорания К. Маслач

Наиболее эффективные способы сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогического работника:        

развитие позитивного самовосприятия;

- педагогическая гибкость;

- овладение приемами саморегуляции (дыхательная гимнастика, визуализация,сюжетное воображение, релаксация, аутогенная тренировка).

Позитивное восприятие педагогическим работником самого себя является одним из важнейших факторов эффективности сто деятельности. Однако, исходя из экспериментальных данных, многие исследователи кон­статируют, что значительная часть педагогов обладает негативной Я-концепцией, низкой самооценкой и неуверенностью в себе. Высокий уровень самопринятия (принятие себя как уникальной индивидуальности, обладающей не только достоинствами, но и сла­бостями, недостатками) обусловливает положительное отношение к другим. Обладая высокой самооценкой и позитивным самоотношени­ем, педагог оказывает положительное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности, содействует развитию у них таких личностных качеств, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность в себе.

Упражнения на развитие позитивного самовосприятия

Упражнение «Контраргументы»

Составьте список ваших слабых сторон. Разместите его на левой половине листа. Па правой стороне против каждого пункта укажи­те то положительное, что этому можно противопоставить. 

Упражнение «Представьте себя ребенком»

В каждом из нас до сих пор находится ребенок. Мы живем с грузом тех суждений, которые слышали, будучи детьми. Основа нашего жизненного сценария — то, как нас запрограммировали в детстве. Возьмите лист бумаги и сделайте на левой его сторо­не список всего того отрицательного, что Ваши родители, учителя, родственники говорили о Вас. А затем справа запишите все то хо­рошее, что Вам говорили о Вас родные и учителя.

Рефлексия:

- Какой из списков длиннее?

- Какой из них в большей степени определяет ваше отношение
к себе?

Упражнение «Кто я»

Вам предлагается закончить предложения. Старайтесь отвечать откровенно.

Я горжусь собой, когда я...

Я симпатичный человек, потому что...

У меня есть такие два замечательных качества ...

Одна из самых лучших вещей; которые я сделал(а) в своей
жизни...

Рефлексия:

- Трудно ли было отвечать на вопросы? Почему?

- Испытывали ли Вы затруднения, когда писали о себе «хорошо»?

Упражнение «Восприятие жизни»

Разделите лист на 2 колонки. В левом — запишите плохие со­бытия своей жизни, в правой — положительные аспекты тех же событий.

Правила:

Не обсуждать и не обдумывать идеи.

Записывать все идеи, которые придут в голову.

Не оценивать идеи как плохие или хорошие.
Рефлексия:

- Можно ли найти положительные аспекты в любой неприят­ной ситуации?

- В чем значение положительной интерпретации ситуации?

Значительное число напряженных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия порождает консерватизм, стандартность и шаблонность поведения педагога, которые постепенно переходят в черты характера, негативно отражаются на мыслительных процессах. Ригидность мышления, его закостенелость, — это то, что мешает педагогу работать творчески, изменять стратегию своего поведения в зависимости от ситуации, находить нестандартные, нестереотипные решения сложных педагогических ситуаций.

Гибкость (пластичность) в отличие от ригидности полагает легкость перестройки поведения, своевременное и адекватное принятие решения, оперативное реагирование на изменение ситуации. Она предполагает способность личности адаптироваться к изменениям, которые могут произойти неожиданно. Интеллектуальная и поведенческая гибкость дает возможность педагогу дошкольного образования учитывать многообразие инди­видуальных особенностей воспитанников, проявлять подвижность, артистизм, нестандартность мышления в разных видах деятель­ности, менять тактику поведения в зависимости от сложившейся ситуации.Развитию гибкости педагога может способствовать исполь­зование следующих приемов:

- при обсуждении педагогических проблем стремиться выска­зывать нестереотипные подходы, сознательно противопоставляя взгляды на проблему, изменяя шаблонные взгляды на явления;

применять в дискуссиях с коллегами приемы мозгового штур­ма: при разборе педагогических ситуаций и обмене мнениями от­казаться от критики высказываний других, постараться высказать в короткий срок как можно большее число идей, затем оценить реальность предложений и переходить к их реализации;

подобрать несколько решений к определенной ситуации, затем придумать ряд новых педагогических ситуаций к самому нестан­дартному решению; специально тренировать у себя вариативность педагогического мышления.

Существует немало упражнений на развитие гибкости мышле­ния

«Составление предложений»

Вариант 1. Возьмите три слова, не связанные по смыслу (например, озеро, карандаш и медведь). Надо составить как можно больше предложе­ний, которые бы обязательно включали в себя эти три слова.

Вариант 2. Напишите вверху листа любые четыре буквы (напри­мер, Н, Г, О, К). Необходимо составить из них как можно больше пред­ложений, причем в каждом из написанных предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе — на букву Г, третье — на О, четвертое — на К, (Николай говорит очень красиво.)

При подведении итогов важно учесть не только количество предложе­ний, их разнообразие, но и оригинальность, творческую направленность.

 

«Построение причинно-следственных цепочек»

Возьмите два не связанных друг с другом события, например «Белка, сидя на дереве, упустила орех» и «Директора школы лишили премии». Надо установить между ними связь, т. е. проследить ряд естественных переходов от первого события ко второму, а затем наоборот. Желательно предложить несколько вариантов ответов. Побеждает тот, кто предложит большее количество цепочек. Устанавливается дополнительный балл за оригинальность.

 

«Изобретения»

Представьте перед собой карандаш, лучше, уже заточенный. Необходимо придумать различные варианты применения карандаша в повседневной жизни, в быту, при решении мелких домашних проблем. Побеждает тот, кто назовет больше вариантов при­менения карандаша.

Психологические загадки

Над долиной, где Мария Ивановна пасла своих коз, летел большой
орел. Размах его крыльев был более 6 метров. Как звали отца Марии Ивановны? (Иван.)

Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой
мог поместиться только один человек. Оба они переправились через реку
на этой лодке и продолжили свой путь. Как они это сделали? (Каждый из путников подошёл к реке с разных сторон.)

У розы их два. У ромашки — три. У традесканции — пять. А сколько
их у георгина? (3 слога.)

Важным аспектом работы по профилактике стресса и выгорания в профессиональной деятельности является овладение приемами саморегуляции. Необходимость саморегуляции возника­ет, когда профессионал сталкивается с новой, необычной, трудно­разрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов; находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям; на­ходится в ситуации оценивания со стороны коллег, других людей, администрации.

В настоящее время для саморегуляции психиче­ских состояний используются разнообразные методы: дыхательная гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и др. Овладев ими, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, аде­кватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией. Психическая саморегуляция — это один из уровней регуляции активности личности, заключающейся в способности управления своими действиями, состояниями, поведением.

В последнее время получила широкое применение дыхательная гимнастика как способ произвольной саморегуляции состояния. Основы дыхательных упражнений заимствованы из системы йогов. Их смысл состоит в сознательном контроле за ритмом, ча­стотой, глубиной дыхания.

Между дыханием и эмоциональным состоянием человека су­ществует тесная связь. При эмоциональном напряжении, волне­нии происходит задержка дыхания, оно становится прерывистым и частым. В свою очередь ритм и глубина дыхания могут вызывать определенные эмоциональные состояния. Разные чипы ритмичного дыхания включают задержки дыхания разной продолжительности и варьирование вдоха и выдоха. В дыхательной гимнастике используется мобилизующее и успокаивающее дыхание.

Мобилизующее дыхание — дыхание задерживается после вдоха, успокаивающее – после выдоха.

Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сон­ливость при утомлении. Оно способствует быстрому и безболез­ненному переходу от сна к бодрствованию, мобилизации вни­мания.

Эффективность влияния дыхательных упражнений на эмоцио­нальное состояние увеличивается, если они используются в ком­плексе с другими способами эмоциональной саморегуляции. Одним из таких способов является использование приемов воображения, или визуализации.

Визуализация — это создание внутренних образов в сознании человека, т. е. активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а так лее их комбинаций. Визуализация помогает человеку акти­визировать его эмоциональную память, воссоздать те ощущения, которые он испытал когда-то. Воспроизведя в своем сознании об­разы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие.

При отчетливом мысленном представлении человеком раз­личных своих состояний или раздражителей, вызывающих эти состояния, в его организме происходят соответствующие этим представлениям изменения: представление о духоте, зное вызы­вает учащение дыхания, пульса; мысленное представление гнева приводит к преобладанию в крови адреналина. Эмоциональная составляющая образной мысли вызывает реальные сдвиги в фи­зиологических системах. Разновидностью визуализации являются упражнения «сюжет­ного воображения», которые основаны па преднамеренном исполь­зовании цвета и пространственных представлений в сознании чело­века. Сознательные представления окрашиваются в нужный цвет, соответствующий моделируемому эмоциональному состоянию. Цвет обладает мощным эмоциональным действием па нервную систему.

Лечебное воздействие цвета на психическое состояние человека было отмечено давно. Известны факты улучшения настроения ме­ланхоликов при помещении их в комнату с красным освещением, и, наоборот, успокоения людей в маниакальном состоянии в поме­щении, освещенном синим цветом.

Выяснилось, что цвет действует даже на людей с завязанными глазами. В помещении огненно-красного цвета учащается пульс, а в комнате всех оттенков синего цвета пульс, наоборот, снижается.

Зеленый цвет действует успокаивающе. Он снимает избыточ­ное эмоциональное напряжение и оказывает положительное влия­ние на физиологические процессы, повышает работоспособность, снижает внутриглазное давление. Вызывает подъем работоспо­собности, приемлем при длительной работе, обостряет зрительное восприятие, снижает утомляемость.

Желтый цвет вызывает бодрость и хорошее настроение, тони­зирует нервную систему.

Оранжевый — бодрит, стимулирует активную деятельность, создает чувство благополучия и веселья, вызывает радость.

Голубой — вызывает спокойствие, создает ощущение прохлады, ассоциируется с небом, морем, действует успокаивающе.

Синий — успокаивает, снижает физическое напряжение.

Красный — возбуждает. Горячий цвет вызывает ощущение тепло­ты, при длительной работе в красном помещении возникает утомле­ние, при кратковременной — повышается работоспособность.

Фиолетовый — подавляет, угнетает настроение.

Для укрепления уверенности и жизнерадостного мировосприя­тия как важнейших ресурсов «антистресса» полезно овладеть прин­ципами и техниками позитивного мышления. Мысли, убеждения, внутренний диалог оказывают созидающее влияние на сценарий жиз­ни человека и проявляются не только в поведении, переживаниях, но и в установке и готовности преодолевать жизненные стрессы. Полезно провести самоанализ внутреннего диалога, устранить из него все деструктивные речевые обороты, обращения к себе, в которых сквозят обреченность, самообвинения, отсутствие веры и надежды на успех. Например, «я ничего не могу изменить в моей жизни», «меня никто не понимает», «я несчастлив и всегда буду таким». Необходимо заменить их на конструктивные или пози­тивные, способствующие мобилизации внутренних психологиче­ских ресурсов и укрепляющие уверенность в собственных силах.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога